Аддитивные технологии обладают множеством преимуществ перед механообрабатывающими и формообразующими методами производства. Достоинства 3D-печати заключаются в существенном снижении сроков и упрощении технологической цепочки производства, в возможности оптимизации конструкции и в увеличении эксплуатационных параметров детали.
Однако возникновение технологических деформаций в аддитивном производстве приводит к низкой точности конечных деталей и заготовок. Из-за этого увеличиваются срок, стоимость и трудоемкость их изготовления и постобработки. Таким образом, ключевые преимущества 3D-печати не реализуются.
Технологические деформации в процессе аддитивного производства В большинстве методов 3D-печати технологические деформации возникают из-за неравномерной усадки заготовки. Их интенсивность и неравномерность зависят от ряда факторов:
тип используемой аддитивной технологии;
режимы работы конкретной установки;
конструкция и геометрия детали;
последующие технологические операции.
Технологических деформаций в процессе 3D-печати избежать невозможно. При этом они негативно сказываются на экономической и технологической эффективности аддитивного производства. Дополнительный припуск, который может решить эту проблему, увеличивает стоимость и время 3D-печати заготовки, трудоемкость последующей механической обработки и износ инструмента. Технологические деформации на сложнопрофильных элементах конструкции, которые не имеют и не предполагают припуск для механической обработки, негативно влияют на геометрическую точность детали, ее прочность, аэродинамические и другие эксплуатационные характеристики.
Поэтому разработка методов снижения и предотвращения технологических деформаций является важной и актуальной темой для всей индустрии аддитивного производства.
Методы снижения технологических деформаций На практике реализуются несколько способов предотвращения высоких короблений:
метод технологической адаптации;
метод предварительной деформации заготовки, где искажения модели в процессе 3D-печати не уменьшаются, а используются для смещения геометрического профиля до идеальной, номинальной формы. Для применения этого метода создается новая предварительно деформированная (предеформированная или скомпенсированная) модель заготовки.
Способы первой группы заключаются в оптимизации тепловложения и жесткости заготовки за счет ее положения, режимов 3D-печати, специальных конструктивных элементов (силовые пояса и ребра, теплоотводы). Это обеспечивает незначительное снижение короблений, но приводит к увеличению трудоемкости постобработки и удорожанию 3D-печати. Использование данного метода ограничено и не подходит для тонкостенных, сложнопрофильных деталей. Метод предеформации является более эффективным и результативным. Он заключается в изменении исходной модели таким образом, чтобы возникающие в процессе 3D-печати технологические деформации, искажали геометрию детали до идеальной, требуемой формы. Получить предеформированную модель можно при помощи компьютерного моделирования аддитивного процесса или инверсией реальных отклонений.
загрузка, анализ и выравнивание результатов отклонений (оптическое 3D-сканирование или компьютерная томография, формат STL) и номинальной CAD-модели (формат STL);
более высокая точность компенсации деформации для сложнопрофильных и крупногабаритных заготовок;
процесс предеформации сокращается в разы, с нескольких дней до одного часа;
для создания компенсированной модели не требуются опыт компьютерного моделирования, мощная вычислительная техника, большое количество исходных данных о материале и параметрах процесса;
это полностью отечественная разработка.
Примеры использования REDITIVE.COMPENSATION
КБ «РЭДИТИВ» активно использует данный продукт в конструкторско-технологической подготовке аддитивного производства. Первые пилотные проекты нашего решения: корпуса датчика и редуктора, которые изготавливались по технологии SLM. Технологические деформации исходных конструкций превышали ± 0,6 мм. После предеформации, коробления заготовок не превышали ±0,1 мм на ответственных поверхностях. Проекты выполнялись по заказу АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «Редуктор-ПМ».